Наверх
Научиться рисовать в любом возрасте — это Ваш выбор

Ждём ваши вопросы на WhatsApp или e-mail

Отвечаем в понедельник и субботу

Арт-терапия

Арт-терапия

Термин «Арт-терапия» введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Также используются термины «изотерапия», «рисуночная терапия» или «художественная терапия».

Елена Макарова, арт-терапевт и писатель, поясняет: «Есть искусствотерапия, чье название происходит от слова «искусство», а есть искусствотерапия, в котором больше от терапии. Когда Эдит Крамер, ученица Фридл Дикер-Брандейс, начинала работать, она работала со своими пациентами как художник. Одновременно с Эдит искусством заинтересовалась другая дама, американский психотерапевт. Она использовала искусство для того, чтобы ставить человеку диагноз. Для нее искусство было объясняющим, а для Фридл и Эдит — открывающим. Это два разных подхода. «Если человек способен увлечься творческим процессом, все, что происходит у него внутри, начинает выявляться само».

В школе-студии «МИР В ЦВЕТЕ» мы придерживаемся первого подхода, т. е. открывающего человеческий потенциал, т. к. «искусство — это то, что говорит правду».

Арт-терапия в Орле

Эдит Крамер, одна из основоположниц арт-терапии, считала, что творческий процесс то есть, фактически, «заживляющий» фактор в успешной арт-терапии, и одной из выгод арт-терапии для человека является достижение удовлетворения как результат создания заключительного художественного продукта. Крамер ввела понятие "третья рука арт-терапевта«,означающего способность арт-терапевта, находясь рядом, облегчать и усиливать творческий процесс человека , например, помогая в выборе материала, смешении красок для получения желаемого цвета или вмешательстве и поддержке в критические моменты во время создания искусства, создании безоценочного безопасного пространства.

А.И. Копытин, развивающий арт-терапию в нашей стране, выделяет три этапа исторического развития терапии искусством:

  1. этап предшественников и пионеров арт-терапии (период до конца 1950-х гг.);
  2. этап начального становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.);
  3. этап «созревания», переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.).

Для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в создание первых форм арт-терапии, начиная с середины ХХ века. Вклад психотерапевтов-психоаналитиков в развитие арт-терапии также весьма значителен. Представители психодинамического подхода, включавшие в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства, К.Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон, М. Миллнер, являются создателями динамической модели арт-терапии.

Одной из международных организаций в области терапии искусством является Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. В арт-терапии клиентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения — с другой. В настоящее время в арт-терапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Из учебника «Психотерапия» под ред. Б.Д. Карвасарского


На первом этапе при занятиях арт-терапией необходимо преодолеть сопротивление, связанное с распространенным «комплексом неумения», смущением перед непривычным занятием. Это тесно связано с выработкой установки на дальнейшие занятия, так как от степени личного участия, активности клиента, его вовлеченности в работу зависит эффективность терапии.

Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Это естественный путь исцеления, в процессе которого негативные эмоции преобразуются в позитивные. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность.

Арт-терапия побуждает к проявлению творческой фантазии, креативности, помогает найти свой индивидуальный стиль. Здесь нет определенных правил и ограничений. Конкретные методы арт-терапии подбираются специалистом в зависимости от состояния клиента и его возможностей.

Большое место в арт терапии отдано обсуждению и анализу результатов творчества клиента с арт-терапевтом.

Позитивное действие арт-терапии:

  • Абстрагирование от своих проблем и чувств, взгляд на них со стороны
  • Альтернативное видение проблемных ситуаций
  • Безболезненный способ выражения чувств
  • Жизненные невзгоды, горе и другой негатив становятся творческим материалом, на основе которого создается произведение искусства
  • Избавление от эмоциональной напряженности, страхов, неуверенности в будущем
  • Обретение внутреннего стержня и эмоциональной стабильности
  • Повышение самооценки и адекватное принятие себя в социуме
  • Развитие креативности
  • Разрешение внутри- и межличностных конфликтов, кризисных состояний
  • Улучшение настроения
  • Чувство эмоциональной защищенности.

Арт-терапия рекомендована:

  • Беременным женщинам и семьям, планирующим детей
  • В качестве психологической разгрузки
  • Людям, имеющим хронические соматические заболевания
  • Людям, перенесшим хирургические вмешательства
  • При лечении неврозов, депрессий, фобий
  • При разных заболеваниях внутренних органов
  • При стрессовых ситуациях, повышенной тревожности
  • При работе с травмами, потерями, тревогами
  • При чувстве одиночества.

Ведущая курса — Наталия Рубина-Дёмкина — художник, психолог, член Ассоциации Художественных Критиков.

Арт-терапию можно проводить с одним клиентом, индивидуально, с супругами, со всей семьей, в группе.

*индивидуальные занятия в Школе-студии проводятся на условиях предварительной оплаты.

Что бы записаться на Атр-терапию или уточнить интересующие вас вопросы, пишите в WhatsApp: +7 (930) 063-47-33.


Записаться на занятие

Я согласен на обработку моих персональных данных